В созвездии Центавра обнаружили самую быстрорастущую черную дыру

18 Июня 2022

ЕРЕВАН, 18 июня. Новости-Армения. Самая быстрорастущая черная дыра за последние 9 млрд лет — квазар на красном смещении z=0,83 — была обнаружена группой астрономов из Австралийского национального университета, которые использовали данные обзора южного неба SkyMapper. Статья об этом, согласно gazeta.ru, опубликована на сайте электронных препринтов arXiv.org и представлена для публикации в журнал Publications of the Astronomical Society of Australia.

Сверхмассивная черная дыра, получившая обозначение SMSS J114447.77-430859.3, или кратко J1144, примерно в 500 раз больше, чем объект Стрелец A* — черная дыра, находящаяся в центре Млечного Пути. Масса J1144 составляет 3 млрд солнц, и ежесекундно она поглощает количество материала, эквивалентное одной планете размером с Землю, что позволяет окружающему ее аккреционному диску сиять в 7000 раз ярче, чем вся наша галактика вместе взятая. Светимость J1144 — 5x1047 эрг/с. Другие черные дыры сопоставимых размеров перестали так быстро расти миллиарды лет назад. Ее же можно увидеть даже в хороший любительский телескоп, при этом она находится примерно в 7 млрд световых лет от Земли. Все орбиты планет в Солнечной системе уместились бы внутри горизонта событий этой черной дыры — границы, из которой не может выбраться даже свет.

Ведущий автор статьи Кристофер Онкен и его соавторы описывают это явление как «очень большую и неожиданно найденную иголку в стоге сена». «Астрономы охотились за подобными объектами более полусотни лет. Были найдены тысячи гораздо более тусклых объектов, но вот этот удивительно яркий умудрился остаться незамеченным», — говорит доктор Онкен. Теперь астрономы пытаются понять, почему эта черная дыра так и не умерила со временем свой аппетит, в отличие от своих собратьев. Возможно, там недавно произошло что-то катастрофическое, например, столкновение двух крупных галактик, обеспечивших квазар новым материалом и позволивших ему вновь активно питаться. --0-