Ученые нашли способ омолодить память

27 Июля 2021

ЕРЕВАН, 27 июля. Новости-Армения. Британские ученые предложили инновационный метод лечения возрастной потери памяти. Доклинические исследования показывают, что снижение памяти у стареющих мышей можно обратить вспять, манипулируя составом структур мозга, известных как перинейрональные сети. Об этом сообщают "Вести.ру".

Перинейрональными сетями (PNN) называют структуры в головном мозге, которые помогают стабилизировать синаптическую активность – основной механизм памяти и обучения. По сути, они тормозят нейропластичность – способность человеческого мозга изменяться под действием опыта и восстанавливать утраченные по разным причинам связи между нейронами.

Предыдущие исследования на животных показали, что с возрастом PNN могут все более тормозить нейропластичность и нарушать формирование новых воспоминаний. Поэтому ученые предположили, что возрастную потерю памяти можно обратить вспять, воздействуя на PNN.

Стимулировать либо подавлять функцию PNN могут химические вещества под названием хондроитинсульфаты. Существуют несколько их разновидностей, и они действуют на клетки мозга по-разному – к примеру, хондроитин-6-сульфат и хондроитин-4-сульфат.

С возрастом баланс между этими двумя видами хондроитинсульфатов меняется. Исследователи подозревают, что в нарушении их баланса и скрыт механизм влияния PNN на возрастное снижение памяти.

Исследуя эту гипотезу, ученые изменили состав хондроитинсульфата у старых мышей. Уровни хондроитин-6-сульфата в PNN были восстановлены до уровней, наблюдаемых у молодых мышей. Результаты оказались впечатляющими. Память у старых мышей восстановилась до уровня их более молодых собратьев.

"Мы увидели замечательные результаты, когда лечили старых мышей этим препаратом. Память и способность к обучению были восстановлены до уровня, который у них был в далекой молодости", - исследователь из Университета Лидса утверждает Джессика Квок (Jessica Kwok).

Специально для эксперимента ученые вырастили генетически модифицированных мышей, у которых с рождения уровень хондроитин-6-сульфата был низким. Эти животные показали преждевременное ухудшение возрастной памяти по сравнению с их нормальными ровесниками. Когда генетически модифицированным мышам с помощью инъекции восстановили естественный уровень хондроитин-6-сульфата, их память улучшилась до уровня их нормальных ровесников.

"Хотя наше исследование проводилось только на мышах, тот же механизм должен действовать и у людей – молекулы и структуры в человеческом мозге такие же, как и у грызунов. Это говорит о том, что можно предотвратить развитие потери памяти в пожилом возрасте", - отмечает Джеймс Фосетт (James Fawcett) из Кембриджского университета.

Исследование британских ученых опубликовал журнал Molecular Psychiatry.

Ранее мы рассказывали, как некоторые люди сохраняют прекрасную память до самой старости. Еще мы писали, что продолжительность жизни мышей увеличили на 30% и что биологический возраст организма покажет хроническое воспаление. -0-